Это проект, в рамках которого планируется создание специализированных классов на базе обычных школ города и области, в которых могли бы обучаться дети с синдромом Дауна и другими нарушениями.
Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Однако многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.
Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его физического и умственного здоровья. Однако, введение инклюзии в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонениями в развитии инклюзия предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый.
Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных образовательных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия, а также масштабная подготовка педагогов на федеральном уровне, выработка педагогических технологий, разработка соответствующей литературы. Также необходимо разработать профессиональный стандарт педагога-психолога, определиться со стандартом помощника (ассистента) и тьютора (сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями).
Разработка тактических задач сопровождения, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям обучающихся с ОВЗ и всей ситуации его включения в среду сверстников, механизм взаимодействия специалистов, работающих с ребёнка – прерогатива школьного междисциплинарного психолого-медико-педагогического консилиума.
Путь к общему образованию может быть открыт для детей с ОВЗ при условии удовлетворения как общих с типично развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического и/или психического развития. Удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ можно при соблюдении следующих условий:
Что делает школу инклюзивной?:
1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников : дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.
2. Философия школы. Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.
3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.
4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.
5. Вовлеченность родителей. Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать.
Для развития инклюзии в России на данный момент необходимы прежде всего следующие условия:
1. Наличие доступной среды: очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.
Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.
В нашем городе дети с синдромом Дауна и другими нарушениями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями. Обычные дети учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.